Аюрведа — это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще.
— Чарака Самхита I, 41.
Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы йоги и медитации.
Аюрведа возникла как часть ведического знания — все-объемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры. Астрономические данные, содержащиеся в ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н. э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду. Время жизни Кришны относится к последнему периоду ведической эпохи, а научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500 годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в Индии древней системой и занимала господствующее положение.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна — вторая по значению фигура после Будды в традиции Махаяны) были одновременно врачевателями, следовавшими в своей практике принципам Аюрведы, и авторами комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных культур, эпох и климатических зон.
Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии своего развития, адаптируется к условиям современного западного мира.
Вкладом в этот процесс является и данная книга, в которой автор стремится показать применение фундаментальных и универсальных принципов Аюрведы к нашей жизни.
В процессе создания глобальной медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль. Сейчас формируется новая всемирная натуропатическая система, основу которой составляют западная медицина прошлого и традиционные системы врачевания народов мира, пересматриваемые с позиций современной науки. Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени способна стать отправной точкой для такого синтеза. Она располагает необычайно широким спектром методов лечения, в том числе относящихся к алхимии — особой медицинской и духовной традиции. Индийская медицина имеет много общего как с китайской, так и с европейской медициной и поэтому часто оказывается той основой, на которой возможно объединение их принципов. Мы можем обнаружить, что многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую эру всемирного единства, уже содержится в этой системе, вероятно, древнейшей из всех систем врачевания.
«Аюрведическая терапия» представляет собой продолжение книги «Травы и специи», написанной мной в соавторстве с доктором Васантом Ладом. В книге «Травы и специи» вкратце изложена теоретическая база аюрведической системы траволечения и представлены описания распространенных на Западе растений, что позволяет использовать их в соответствии с принципами Аюрведы. Книга «Аюрведическая терапия» существенно дополняет эти сведения. Здесь приведены классические аюрведические травяные препараты, а также современные рецепты, рассчитанные на применение в условиях европейской культуры.
Следует отметить, что и в этой книге описана лишь часть аюрведических лекарственных трав и препаратов. Я остановился лишь на тех растениях, которые доступны на Западе сейчас или могут стать доступными в ближайшем будущем. Наряду с ними существует и множество других, не менее эффективных.
Эта книга посвящена в основном фитотерапии и ориентирована на практические методы лечения болезней, благодаря чему ее можно использовать как справочник по аюрведической терапии для начинающих. После выхода «Трав и специй» многие обращались ко мне с просьбой о дополнительных сведениях по поводу той или иной болезни, и написание второй книги в известной степени стало ответом на эти пожелания. В нее добавлены рекомендации, касающиеся способов повышения эффективности траволечения — диеты, образа жизни, йогических методов, а также цветотерапии, использования масел, ароматических веществ, драгоценных камней и мантр.
Книга «Аюрведическая терапия» имеет два уровня:
- один предназначен для широкого круга читателей, стремящихся укрепить собственное здоровье
- другой — для целителей, использующих в своей практике природные методы.
Первый уровень дает общее описание лечения, с акцентом на оптимальном образе жизни, позволяющем укрепить здоровье и предотвратить заболевания. Здесь перечисляются широко распространенные, в том числе домашние, средства лечения различных болезней. Очень важно осознать тот факт, что многие из наших заболеваний лучше всего мы можем вылечить сами. Нередко для этого оказывается достаточным включить в распорядок дня несколько простых терапевтических мер. Лишь в тех случаях, когда наш образ жизни настолько дисгармоничен, что влечет за собой серьезные заболевания, возникает необходимость в более специализированных и сложных методах восстановления здоровья.
Второй уровень адресован главным образом профессиональным медикам. Он содержит специальные аюрведические сведения и методы, более сложные в техническом отношении. Следует иметь в виду, что болезни и их лечение описаны здесь лишь в общих чертах, поскольку лечение тяжелых и острых заболеваний требует специальных знаний и практического опыта.
Для справки в книгу включены соответствующие средства западной и китайской медицины. Я не пытался подробно изложить эти системы, а желал лишь показать точки их соприкосновения с аюрведическим подходом. Китайская медицина и Аюрведа имеют много общего и нередко дополняют друг друга.
Процесс возникновения болезни с точки зрения аюрведы
Согласно индийской духовной традиции, причины болезней разделяются на две категории. К первой категории относят физические (биологические) причины: это нарушение равновесия биологических элементов и первичных энергий физического тела. Лечение в этом случае преимущественно состоит в воздействии на тело — травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами. В более сложных случаях могут потребоваться минеральные и сильнодействующие травяные препараты, а также хирургическое вмешательство.
Вторая категория — это кармические причины: болезнь может стать результатом наших неправильных поступков, то есть психических или духовных факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии, эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с другими людьми, и тогда для лечения может потребоваться изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К числу таких причин относится отклонение линии жизни от ее оптимальной предопределенной траектории, называемой на санскрите «дхарма».
Причиной болезни могут стать действия, совершенные в прошлой жизни, например, связанные с причинением вреда другим существам или со злоупотреблением своей властью и материальными возможностями. Для лечения подобных кармических заболеваний может потребоваться своего рода искупление или жертва, чтобы внутренне очиститься. С этой же целью Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва чикитса), в которой применяются драгоценные камни, мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование основано не на суевериях, а на понимании глубинных механизмов ума.
Согласно Аюрведе, человек состоит из трех тел: физического, астрального и причинного, или на языке западных понятий — тела, ума и души. Хотя в центре внимания аюрведической системы находится физический аспект, она учитывает и оба других. Многие из ее методов направлены на коррекцию нарушений в астральном теле, которое стоит за процессами, происходящими в физическом теле, и на коррекцию нарушений в причинном теле, которое обусловливает процессы астрального тела.
Большинство заболеваний вызывается сразу обоими факторами — физическими и духовными и поэтому требуют лечения на обоих уровнях.
Религия, духовность и врачевание
Слово «Бог» вызывает у многих представителей западной культуры неоднозначные ассоциации — главным образом из-за того, что духовная истина нередко подвергалась искажениям и неверным толкованиям в рамках фундаменталистских религий. Это в большей степени относится к западным религиям — иудаизму, христианству и исламу — с их тенденцией к религиозной исключительности, чем к восточным учениям, в которых важна открытость ума. И все же в развитии многих болезней существенную роль играет именно чрезмерный материализм, который нередко равносилен недостаточной вере в жизнь. Как правило, болезнь является нехваткой любви, в частности, заботы о себе и своем физическом теле.
Отсюда следует, что во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Это предполагает поиск истины, пути и способы которого каждый избирает согласно велению собственного сердца. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Западная медицина Нового времени стремилась устранить из лечения религиозный аспект. Этот шаг был важен и необходим для эволюции разума. Догмы организованной религии, авторитарность и стремление подавлять инакомыслие не должны вторгаться в сферу знания, где требуются свобода и объективность оценки эмпирических данных. Благодаря «освобождению медицины от оков религии» многое было обретено, однако, исключив из рассмотрения духовный аспект, западная медицина утратила нечто более существенное.
Суть исцеления — это объединение. Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Эти понятия не являются догмой, не навязывают другим какой-либо руководящей идеи, воли или дисциплины. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, нескольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла. Мы попадаем в сети скуки, ищем внешние стимулы, и нет практически ничего, что питало бы наши сердца.
Аюрведа не может принять медицину вне религии. С точки зрения ее древней, освященной веками традиции это было бы равносильно лечению без любви. Однако это не значит, что Аюрведа стремится навязать кому-либо свою форму религиозности. Вместе с натуропатическими способами и средствами лечения она дает нам методы йоги, которые могут быть приспособлены к любой форме религиозной или духовной жизни, а также и к отсутствию такой формы. Аюрведа передает нам милость Божественной Матери, которая является матерью исцеления.
Религиозная традиция Индии красива. Это не столько организованная религия, сколько духовный источник, раскрывающий самые разнообразные подходы к истине, чтобы любой человек мог найти то, что для него необходимо и особенно значимо. Она ничего не отвергает и ни на чем не настаивает, уважая божественную природу и свободу каждого человека. Ее изначальное и истинное название — «Санатана Дхарма», то есть вечная вселенская религия, религия самой жизни. Именно на почве этой религиозной традиции возникла практика Аюрведы.
Болезнь является если не признаком духовного кризиса или изменения, то по меньшей мере некой духовной возможностью. Согласно Упанишадам, болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса), при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины бо-лезни и поиска путей ее устранения.
Вся наша жизнь есть процесс обучения и самопознания. Чтобы понять причины болезни, нужно посмотреть на нее именно с этой точки зрения. Поэтому следует не только лечить болезнь, но и использовать ее в качестве инструмента познания самих себя как на поверхностном, так и на глубинном уровне. Когда раскрывается внутреннее сознание, мы обретаем внутреннюю гармонию и радость, которые помогают нам преодолевать любые внешние трудности. Именно развитие осознания является основой для применения предлагаемых в этой книге лечебных методов и средств.
В Аюрведе не существует жестких и неизменных способов диагностики и лечения болезней. Она предлагает эффективные принципы, но применение их всегда индивидуально. Описание некоторых болезней в этой книге не совпадает с их трактовкой в классических аюрведических текстах. Это продиктовано необходимостью адаптации аюрведических принципов к потребностям нашего времени. Каждый изучающий и практикующий Аюрведу имеет право придерживаться другой точки зрения на характер или лечение той или иной болезни: это свидетельствует не о каких-то несоответствиях внутри данной системы, а лишь о ее широте.
Да послужит эта книга во благо всех живых существ! Пусть пробуждает она творческий дух во всех читателях.
Намасте! Почтение Божественному Духу, пребывающему в вас!
Давид Фроули
февраль 1989
г. Санта-Фе,
Нью-Мексико